На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении заданий. Ребенок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат.
Игровые действия становятся более сложными, игровое пространство также усложняется.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
В конструировании свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек, не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными телами. Уже могут освоить весьма сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные.
Восприятие продолжает развиваться. Однако могут встречаться ошибки, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание становится произвольным. Время произвольного сосредоточения достигает в некоторых видах деятельности 30 минут.
Речь достигает высокого уровня развития. Ребенок не только безошибочно поизносит звуки, но и верно выделяет ударные слоги, изменяет слова по падежам, правильно образует сложные грамматические формы существительных, прилагательных и глаголов, согласует слова в предложении. Может объяснить значение сложных многозначных слов, а также точно выражать свое эмоциональное состояние.
Продолжается личностное развитие. Происходит развитие самосознания ребенка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношение к нему других людей (н-р, как его оценивают родители в той или иной ситуации).
К концу дошкольного возраста достижения ребенка связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.