Муниципальное дошкольное           образовательное учреждение                                                 "Детский сад №8 "Орлёнок"г.Касли

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 97
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов

Старший воспитатель МДОУ №8 Набокова А.В.

Слайд № 1 Дошкольные учреждения сегодня - это удивительные, не похожие друг на друга островки радости. А педагогов ДОУ нельзя не назвать Марьями Искусницами, да Василисами Премудрыми. Ведь они своими руками, творчеством, выдумкой стараются, чтобы время, проведенное малышами в стенах детского сада, было не только веселым, радостным, забавным, но и способствовало осуществлению основных целей работы с детьми:

- достижению высокого уровня воспитания и развития воспитанников, освоению ими основ личной гигиены и здорового образа жизни;

- удовлетворению потребностей воспитанников в эмоционально-личностном общении и формированию творческого мышления, культуры поведения;

- квалифицированной коррекции физического и психического развития и устранению проблем, возникающих в процессе воспитания, обучения и оздоровления ребенка

Решение воспитательно-образовательных задач при этом происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.

Образовательная деятельность (включает непосредственно образовательную деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей)

Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов

Образовательная деятельность в режимных моментах - образовательная деятельность, осуществляемая в форме совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах

Режимное время – определенное время, необходимое для осуществления конкретных режимных моментов.

Перед педагогом возникла проблема максимально четко спланировать время, отведенное на реализацию поставленных задач в режиме дня, не упустить главные моменты, систематизировать, дифференцировать, индивидуализировать работу. При учебной модели организации образовательного процесса помимо занятий также планировалась работа в режиме дня. В каждом дошкольном учреждении была создана циклограмма образовательной деятельности воспитателя, но учебный блок и блок режимного времени не был связан единой нитью.

Циклограмма образовательной деятельности - схема, используемая для фиксации различных видов и форм образовательной деятельности с цикличностью

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно — тематическом принципе.

При переходе на комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса возникла необходимость трансформировать циклограмму деятельности, используемую ранее, указать формы организации образовательного процесса, формы организации детской деятельности, примерный отрезок затрачиваемого времени, а также интеграцию образовательных областей, содержание которых реализуется, определить содержание обязательной части программы, части формируемой участниками образовательного процесса, определить место кружковой деятельности, указать периоды, в которых реализуется проектная деятельность, исследовательская деятельность и т.п., а также связать всю деятельность с единой темой.

 В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.

Слайд №  В данный момент целью методико-практической работы является оказание помощи воспитателям в планировании, организации и осуществлении, в соответствии со Стандартом, образовательной деятельности, создающей социальную ситуацию развития с детьми в ходе режимных моментов, так как для большинства из них в настоящее время это представляет значительные трудности. В существующей литературе еще недостаточно разработанных и логически выстроенных практико-ориентированных материалов по этому вопросу.

Значимость же этого направления образовательной деятельности возросла, поскольку, в соответствии со Стандартом, организация образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей должна предусматривать решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД), взаимодействия с семьями (ОДСС), но и при проведении режимных моментов (ОДРМ)1

 Слайд № В Стандарте сказано: «Организационный раздел (Программы) должен... включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий...» (п. 2.11.3), Согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса (раздел XI, на который делается ссылка в Стандарте), «режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию» (п. 11.4). А это возможно только при реализации образовательной деятельности не только в ходе НОД, но и во время утреннего прихода детей в организацию, в ходе прогулок, подготовки к приемам пищи и дневному сну и других режимных моментов дня.

В Стандарте отмечено, что «...организация определяет... режим работы в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

«Требования к условиям реализации Программы... направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений» (п. 3.1). «Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в организации или в группе» (п. 3.4.1).

Из всего этого также следует, что образовательная деятельность осуществляется непрерывно, в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, следовательно и в ходе всех режимных моментов, и обязательно предполагает создание социальной ситуации развития дошкольников

В помощь воспитателям необходимо разработать примерную циклограмму режимных моментов и соответствующих им видов образовательной деятельности, создающих социальные ситуации развития детей. Циклограмма должна быть выстроена в хронологической последовательности самого режима дня в детском саду (гимнастика, завтрак, НОД, прогулка и т. д.) и содержать воспитательные, развивающие и образовательные задачи педагогической работы с детьми при организации ОДРМ

В соответствии с недельной циклограммой ОДРМ разработать серию конспектов на неделю наглядно раскрывающих для воспитателей методы, приемы и задачи образовательной деятельности, методику осуществления ОДРМ с учетом выбранной темы, обозначающей конкретную социальную ситуацию развития детей.

Сводные сравнительные таблицы задач воспитания культурно-гигиенических навыков и задач формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни в ОДРМ, составленные на основе Программы1, предоставят воспитателям возможность проследить усложнение каждой из задач от возраста к возрасту и, следовательно, своевременно и полно реализовать Программу в своей возрастной группе, результаты освоения которой обозначены в ФГОС в виде целевых ориентиров (п. 4.1 ФГОС).

Слайд № 5 Стандарт обозначил очень важный аспект в деятельности современного воспитателя: создание социальной ситуации развития (п. 3.1) и поддержки позитивной социализации ребенка (п. 2.3, 2.4.), направленной на усвоение детьми основных элементов культуры, нравственных ценностей, норм поведения в обществе, формирование социальных качеств, свойств, умений, благодаря которым дошкольники становится участниками социального взаимодействия. Социализация — это процесс передачи знаний о мире и одновременно процесс становления социального образа — «Я».

Слайд № 6 Позитивная социализация (в отличие от негативной социализации, сопровождающейся излишней строгостью к детям, замечаниями, наказаниями) основана на получении детьми нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, вызывающим приятные эмоции. Позитивная социализация протекает легко, с удовольствием для детей благодаря использованию форм и методов, создающих положительный эмоциональный настрой, на фоне которого формируются позитивные чувства детей, сохраняются их эмоциональное благополучие и психическое здоровье.

Слайд № 7 В соответствии с ФГОС ДО, организация образовательной деятельности осуществляется в пяти основных взаимодополняющих образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках, которые содержат конкретные аспекты этой педагогической работы.

социально-коммуникативное

познавательное

речевое развитие

художественно-эстетическое развитие

физическое развитие.

Слайд № 8  Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня: 1)Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки; Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно- гигиенических навыков;

Слайд № 9 2)Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе

Слайд № 10 3); Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно- ролевые, театрализованные, конструктивные; Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико- ориентированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Слайд № 11 4)Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слайд № 12 5)Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Изменения в современном обществе предъявляют высокие требования к развитию выпускников образовательных учреждений, не исключение здесь и детские сады. Поэтому выпускник ДОУ должен быть интеллектуален, развит психически и физически, любознателен. Познавательную активность ребенка рассматривают как деятельность, в процессе которой он учится, познает окружающий мир в игре, на занятиях, в труде, продуктивной деятельности, в общении. В связи с этим большое внимание необходимо уделять работе с детьми по развитию познавательной активности не только в учебной деятельности, но и в процессе совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, в процессе проведения режимных моментов.

Мы должны нацелить воспитателей на гибкое проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе.          Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

Слайд№ ОД    интеграция областей

При планировании образовательного содержания в ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму, позволяющую педагогу установить «разумный баланс» между видами образовательной деятельности, способствовать амплификации развития детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.

Слайд №     циклограмма

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. С позиции  старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по  разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами. )

И долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.

.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ФГОС

Памятка  для воспитателей "Образовательная деятельность в режимных моментах"

Презентация "Образовательная деятельность в режимных моментах"

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш адрес:456830 Челябинская обл. г.Касли, ул.Карла Маркса, д.19

    тел:8(35149) 2-54-07

    Адрес электронной почты: orlenok.kasli@yandex.ru

    Администратор сайта: Климина Е.Г.
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz