.
Он напечатан на плотной офсетной бумаге 200 г/м2 (наподобие бумаги из альбома для рисования красками).
Текст и изображения в календаре нанесены с двух сторон. На одной стороне напечатано текстовое сопровождение, ориентированное в большей степени на родителей, с другой стороны – собственно задание для ребенка. Таким образом, материал является одноразовым.
На рисунке видно, что с лицевой стороны нарисована схема, как сделать воротничок для игрушки, а с обратной — сам воротничок.
В нём столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребёнка, имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
При этом взрослому нет нужды готовиться к совместной деятельности вместе с малышом. Всё что ему понадобиться, кроме календаря, это — двое ножниц (для ребенка и для взрослого), клей (желательно жидкий, типа ПВА и клеящий карандаш), степлер под большие скобы. Мы не упоминаем такие материалы, как краски (акварельные и гуашь), карандаши, мелки и др. По нашему мнению, они должны быть в любой семье, где есть ребенок.
В настоящее время закончен первый номер, и готовится следующий, февральский, также предназначенный для детей четвёртого года жизни, и всё сказанное ниже будет относиться именно к материалам для детей 3—4 лет.
Издание планируется к выпуску последовательно, начиная с календаря для детей 3—4 лет. Возможно, для детей старшего дошкольного возраста его форма изменится.
Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребёнка дошкольного возраста культурные практики — сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность и, разумеется, художественная литература.
Сюжетная игра — деятельность ребёнка, заключающаяся в создании вымышленной ситуации. Сюжетная игра в детском календаре представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого.
Игра с правилами — совместная деятельность, заключающаяся в игре, подчинённой общим для всех участников правилам, результатом которой является выигрыш. Учитывая специфику материала, игра с правилами представлена только в виде игр на удачу (лото, домино и др.).
Продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр.) представлены в издании в виде изготовления интересных для малыша поделок. Возможно, для взрослого они покажутся слишком простыми, но малыш трёх лет с ними не справиться без помощи родителей.
Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка представлена в виде репрезентативного образно-символического материала, иначе говоря, картинок. Картинки представляются ребёнку в определенной системе. В примере ниже малыш знакомится с тем, как изменяется живая природа в разные времена года.
Художественная литература в издании представлена в виде миниатюрных книжечек, которые также изготавливаются самостоятельно взрослым с ребёнком. Сделать их несложно.
Следует отметить, что наиболее полно, на наш взгляд, в издании представлены продуктивная деятельность и художественная литература. В то же время, детский календарь преимущественно ориентирован на детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и, по замыслу авторов, именно в детском саду малыш должен «добрать» остальное. Таким образом, семья и детский сад должны дополнить друг друга.
Рассмотрим один из многочисленных факторов, послуживших причиной создания «Детского календаря».
Идея «Детского календаря» и его создание принадлежит ученым, посвятившим свою жизнь созданию материалов для общественных институтов дошкольного образования. Отдельно среди авторов следует отметить Доронову Татьяну Николаевну, руководителя авторских коллективов, создавших программы дошкольного образования «Радуга» и «Из детства — в отрочество», получивших очень большое распространение, несмотря на отсутствие административных методов их внедрения.
В то же время, Доронова Т. Н. выступила с инициативой по созданию данного материала, предназначенного не для детского сада, а для семьи.
И семья, и детский сад одинаково нужны ребенку. Например, для развития такого феноменального личностного качества, как воля, детский сад, на наш взгляд, совершенно не подходит. В детском саду от ребёнка проявления волевого усилия в целом не требуется. Его жизнь напоминает службу в армии, иначе один взрослый не сможет регулировать активность 25 детей. Самодетерминацию своей деятельности заменяет приказ, которого нельзя ослушаться. Лучшие условия для этого могут быть созданы в семье, где возможен индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наилучшим средством для развития способности к длительному волевому усилию является продуктивная деятельность. Вместе с родителями ребёнок может работать в индивидуальном темпе, в соответствии с собственным желанием. «Детский календарь» предоставляет богатые возможности для этого. |