"Любознательные Почемучки" 4-5 лет
Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос "Почему'". Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Если у ребёнка нет актуальных причин для переживаний, он — жизнерадостный человек который преимущественно пребывает, в хорошем расположении духа. У ребёнка появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, например героям сказок. Процессы восприятия начинают, как бы отделяться от предметной деятельности. Восприятие разных сенсорных свойств предметов может стать самостоятельней задачей. Внимание остаётся ещё в основном непроизвольным. Память также остаётся в основном непроизвольной. Но уже появляются и элементы произвольности. Уменьшается зависимость речи от конкретных ситуаций и постоянной поддержки собеседника. Продолжает увеличиваться словарь. Заметно возрастает количество сложных предложений. Возникают разные формы словотворчества. Мышление постепенно становится речевым. Он пробует строить первые рассуждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и также сложные качества. Ребёнок активно осваивает операцию счёта в пределах первого десятка. Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция мышления. Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени. Игра имеет характер ведущей деятельности.
Сюжеты игр детей отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов и телепрограмм, поэтому они постоянно меняются. Дети обожают переодеваться и наряжаться. В своих ролевых играх дети любят строить для себя дом.
Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки. Всевозможные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребёнок. Возникает ролевой диалог.
Начиная с данного возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах, которые они не видели и о которых узнают только со слов взрослого. В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребёнка способности давать оценку собственным поступкам.
Значительно увеличивается значение речи как способа передачи детям взрослыми разнообразной информации.
В этом возрасте взрослый нужен ребенку, прежде всего как источник интересной новой информации. Формируется авторитет взрослого как возможного учителя. Новым в отношении ребёнка к окружающим должны стать интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках.
Сверстник становится интересен как партнёр по играм. |