- Слайд №1
Уважаемые коллеги! В жизни много чудес. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети? А вам нравятся чудеса? Некоторые из нас хотят чего-то нового, неожиданного..
А чудо – совсем рядом. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка.
Слайд 2«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»
По словам Д. Родари «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Сегодня мы педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным? Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Обучение детей дошкольного возраста с использованием технологии сказкотерапии, является, на мой взгляд, интересным и актуальным.
А чтоб убедиться в этом необходимо это попробовать и прожить.
2.Слайд 3 Первый этап работы технологии сказкотеропии–это организационный момент, на котором необходимо использовать приветствие.
Первый этап работы технологии сказкотерапии–это организационный момент, на котором необходимо использовать приветствие.
Я приглашаю подойти ко мне коллег кому я подарила свой цветок, для приветствия.
Слад 4 Волшебный цветок
Вот мы встали все в кружок,
Вот он – сказочный цветок.
Всех приветствуем вокруг.
Здравствуй, наш волшебный друг!
Именное приветствие
«Пусть каждый из вас поздоровается с соседом справа и произнесет его имя (в ласковой форме). Тот должен в свою очередь ответить на приветствие и обратиться к своему соседу справа. И так далее по кругу».
«Весеннее приветствие».
Тепло весеннее пришло,
Все ожило и расцвело.
Вот солнце жаркое взошло,
И лучиком ребят коснулось,
И ласково всем улыбнулось!
«Давайте передадим ласковое прикосновение и приветствие по кругу. С весенним утром, Катюша!»
В своей практике я использую различные приветствия, которые помогают настроить детей на совместную работу. Сейчас я продемонстрирую одно из них.
Беритесь все за руки и повторяйте за мной:
Приветствие:«В кругу друзей» «Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг! » Найдите глазами друга и подарите ему частичку своей души, одарите его своей самой теплой улыбкой!
3. Слайд 5 Второй этап – проблема практики. Назначение расширить представление детей, о чем- либо. Детям рассказывается сказка, из которой вытекает какая либо проблема. Проблемный метод используется с целью мотивации детей. Сказки используются разные волшебные, авторские, русские народные
Второй этап – проблема практики. Детям рассказывается сказка, из которой вытекает какая либо проблема. Проблемный метод используется с целью мотивации детей. Сказки используются разные волшебные, авторские, русские народные
Слайд 6 бабочка
Предлагаю Вам поработать с одной из таких сказок. Присаживайтесь. Поведала её мне одна бабочка, которая влетела ко мне в комнату
4.СКАЗКАСлайд 7 В одном сказочном лесу, на волшебной полянке росли прекрасные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался. Подползет Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание…
И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветами и собирает сладкий нектар.
Прискачет Зайчишка-Трусишка, на лесную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.
Слайд 8Но однажды, случилось несчастье!
Слайд 9Прознала про эти «чудо - цветы» злая колдунья.
И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.
Но добрые цветы отказались помогать злой колдунье
Она страшно разгневалась. «Ах, так! » – закричала колдунья.
«Раз вы отказываетесь исполнять мои желания - тогда вы больше не сможете помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…
В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…
Слайд 10- Вот какая произошла грустная история.
Итак коллеги, какую проблему мы можем с вами выявить при работе с детьми?
Какие пути решения могут предложить дети?5.(Выслушав варианты) Правильно попасть в сказку.
(Обобщаем делаем вывод). Слайд 11. 3 этап в сказкотерапия ритуал «входа» в сказку, который используется с целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку. Для создания настроя на совместную работу.
Отсюда вытекает 3 этап в сказкотерапия ритуал «входа» в сказку
Слайд 12. Передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!"
Для этого ритуала в работе с детьми мне помогают: волшебный клубочек, маленький колокольчик, зеркало, и другие атрибуты. А сегодня в нашу сказку нам поможет попасть вот эта бабочка.
Своим воспитанникам, сейчас и вам коллеги я предлагаю закрыть глаза и мысленно представить, как вы летите на крыльях этой бабочки в страну сказочной мечты.(пауза)
Слайд 13 Черно-белая
- Вот мы в сказке.
Как, же здесь грустно и уныло, ведь раньше была цветущая поляна. Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть поляне прежнюю красоту.
6. Слайд144 этап – это решение проблемы. На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.
4 этап – это решение проблемы.
Наша с вами задача - расколдовать волшебные цветы
Колдунья спрятала чудесные цветы на листах бумаги. Но когда волшебная краска попадет на цветок, он оживет…
(выполняют задание, наносят краску на лист бумаги.)
Слайд 15Первая группа работает с пластилином, вторая с сыпучими материалами, третья с восковой свечой.
Работа с пластилином, с сыпучими материалами, восковой свечой, карандашами, восковыми мелками.
Я прошу вас мне помочь, а вам помогут технологические карты. Уважаемые коллеги обратите внимание цвет технологических карт соответствует цвету вашей ленты
Пока коллеги работают, я предлагаю поближе познакомиться с технологией сказкотерапия. Что вы знаете об этой технологии?
Слайд 16 Сказкотерапия – одна из самых эффективных здоровьесберегающих технологий, в процессе, которой задействованы все компоненты здоровья детей. Является инновационной в работе с детьми, которая также, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные учёные Л.С. Выготский, А.В. Запорожец Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
7. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Слайд 17 Сказкотерапия – это процесс улучшения внутренней природы мира вокруг. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может проявиться нечто нереализованное , может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны …
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
На занятиях дети погружаются в мир сказок, переживают за героев, сочувствуют им, бурно выражают свое мнение и отношение к происходящим событиям, рисуют, поют, танцуют, играют, придумывают собственные сказки.
8. Слайд 18 Игра –рисование. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, полученное детьми от сказки, тем интереснее и разнообразнее их рисование
Рисование по мотивам сказки наиболее значимо для ребенка.
В рисунках и поделках он воплощает всё, что его волнует, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Каждый рисунок-это своего рода зеркало, в котором отражается детский внутренний мир.
Слайд 19 Игра-драматизация по сюжету сказки. Рассказывание с помощью пальчикового или перчаточного театра, разыгрывание содержания по ролям. Превращение детей в изображаемых персонажей для продолжения сказки или развития другого сюжета. А как вы думаете на чём основаны взаимодействия между ребёнком и взрослым
Сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи превращаются в положительные.
Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. В своей работе чаще используем авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного.
Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, театрализованные игры, постановки, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности ребенка. Работа со сказкой, позволяет решить несколько задач одновременно развивать речь, внимание, память, воображение, личностные качества. Умение строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми. Снижает агрессивность, тревожность, детскую конфликтность. Раскрывает творческие способности детей.
9. Слайд 20 фото Ребенок и сказка-это одно целое! Каждый ребенок, попадающий в мир сказок, становится настоящим Волшебником, и все истории, которые он сочиняет, рисует, обыгрывает непередаваемо прекрасны.
Слайд 21 Сказкотерапия это метод для эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Нашей коллеге как раз и было предложено упражнение на развитие эмоциональной сферы «Добрый - злой».
Слайд 22 черно белая Уважаемая коллега … покажите колдунью, которая заколдовала волшебные цветы.
Слайд 23 цветная поляна А теперь уважаемые коллеги расскажите, как Вы смогли расколдовать (расколдовывали) волшебные цветы. Какие замечательные цветы у вас получились, разместите их на волшебной поляне.
Мы с вами настоящие добрые волшебники. Благодарю вас!
Цветы просыпаются. Они робко протягивают лепестки навстречу лёгкому ветерку. Солнце озарило всё вокруг ярким светом. Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Цветы коснулись лепестками колдуньи, и она стала доброй. (Обращение к коллеге, которая будет рисовать колдунью) Покажите волшебницу, в которую превратилась наша злая колдунья с помощью цветов. Спасибо вам.!
10. Слайд 24 с музыкой Я вам предлагаю, послушать, как весело стрекочут кузнечики и переговариваются пчелки, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.
Слайд 25 методы и приёмы реализации сказкотерапии
- легенда или волшебная история;
- решение сказочных задач;
- сочинение собственных сказок;
- изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;
- подвижная игра;
- арттерапия;
- релаксация.
К сожалению, в рамках мастер класса невозможно отобразить все методы и приёмы работы со сказкотерапией.
11. Слайд 26 Присутствие ритуала выхода из сказки для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др
6 этап - Ритуал «выхода из сказки»
Коллеги, как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.
Закроем глаза и представим, что бабочка на своих крыльях уносит нас обратно, но сказка не исчезнет, она останется навсегда в наших сердцах.
12. Вот мы и вернулись в зал.
Слайд 25 Заключительный этап– рефлексия. С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия
Заключительный этап – рефлексия
Сейчас мы будем передавать бабочку, и расскажем, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить. (будете ли вы в своей работе применять технологию сказкотерапию)
(передаем бабочку по кругу)
Слайд 26. Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать.
Слайд 27Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!