Родительское собрание в 1 младшей группе (ситуативный практикум)
Тема: «Возраст упрямства и строптивости, подготовка к Новому году»
Форма проведения: ситуативный практикум.
Цель: расширить представление родителей об особенностях возраста трех лет. Выработать совместно с родителями формы помощи и общения с ребенком в этот сложный период.
Задачи:
- Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций («кто кусается? вкусный снег!», принимать участие в жизни детей-каждая неделя новая и т. п.).
- Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей, участвовать в подготовке новогодних мероприятий (украшение для ёлки своими руками, новогодние поделки, атрибуты к новогоднему утреннику, учить стихи и песенки).
- Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.
Участники: родители, воспитатели.
План проведения
- Вступительный этап.
- Основная часть:
а) введение в проблему. «Что такое кризис 3 лет»
б) основные симптомы поведения ребенка. Кризис 3 лет. Упражнение «Семизвездие симптомов»
в) обсуждение проблемных ситуаций. Упражнение «Ладошки». Упражнение «Чаша».
г) советы и рекомендации «Как надо вести себя родителям…». Игротерапия. Упражнение «Копилка педагогических идей».
3. Скоро, скоро новый год!
Отмечаем Новый год с детьми-несколько рекомендаций.
«Изготовление елочной игрушки своими руками» (материал шишки) для нашей ёлочки;
Мастер класс по изготовлению фонариков для новогоднего утренника.
Поделка «Сказка в гости к нам спешит».
4. Разное. (Посещение утренников, переход во 2мл. группу, фотографии с новогодних каникул.)
5. Подведение итогов собрания
а) рефлексия
б) упражнение «Пожелание»
Оборудование: магнитные доски, свеча.
- изготовление цветка цветик-семи цветик – «Семизвездие симптомов кризиса 3 лет»
- «Чаша» и сердечки вырезаны из яркой цветной бумаги
- Варианты ответов:
- Переключите внимание
- Создадите игровую ситуацию
- Не будете обращать внимание
- Постараетесь убедить
- Будете ругать, стыдить
- Купите то, что требует
- Ваш вариант ответа
- оформление рекомендаций «Как надо и не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка 3 лет» (приложение 1)
Оформление цитат:
- «Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть» (А. И. Баркан)
- «Не пытайтесь любыми путями сгладить кризис» (А. И. Баркан)
- «Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка» (А. И. Баркан)
- Красные и зеленые сигнальные карточки по количеству родителей
Ход мероприятия:
- Вступительный этап
(Приветствие родителей, сообщение темы и цели встречи)
Ваш ребенок почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает. Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Ребенок всем пытается помочь вам и вдруг… С вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Вас волнует поведение ребенка. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3 лет. В нашей группе начиная с октября и по август, (но весна-трое и лето-четверо) волна взросления – исполнения 3 лет.
2. Основная часть
а). На новом витке развития (в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет».
В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним.
И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.
Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».
Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка происходят бурные переломы – ведь невозможно повернуть развитие вспять.
Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие – открытие себя. Он независим, он все может. Но… в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и «мстит» слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.
По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство.
б). Симптомы характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов». Поэтому характеристику кризиса 3 лет мы для вас представили виде цветика – семи цветика.
Родители по желанию «отрывают» по лепестку и зачитывают симптомы, потом идет обсуждение.
- Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
- Упрямство –это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
- Обесценивание – характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам)
- Строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).
- Своеволие – ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
- Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
- Деспотизм – диктует свое поведение, проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. В этот период от взрослого требуется максимальная терпимость. Общаться с детьми, которые проходят кризис, трудно. Их поведение непрерывная череда волеизъявлений: «Я хочу!», «Я не хочу!», «Я буду!», «Я не буду!».
в). Как нам, взрослым вести себя рядом с малышом, как объяснить частые капризы и не сорваться на крик от возмущения? Давайте поддержим друг друга советами и личными наблюдениями.
(Зачитывается ситуация и на видном месте размещаются варианты ответов).
Выскажите свое отношение к данной ситуации. Поднимите зеленую карточку те, кто разделяет это мнение, красную – те, кто против.
1 ситуация: В магазине ребенок требует что-то купить. Как часто ребенок капризничает по этому поводу? Как вы реагируете на поток слез и криков.
2 ситуация: Ребенок не желает есть. Что вы предпримете?
Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, этим огорчает свою строгую маму. Обед. Мише предложили борщ, котлету с макаронами, компот. Все это стоит на столе. Вкусно пахнет. Миша заявляет: «Я хочу только компот! И еще с котлетой я люблю картошку!» мама объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе, третье, не капризничать. Мальчик твердо стоит на своем. Мама начинает нервничать, повышает тон. Миша не отступает. Ответ: мама не должна ставить на стол сразу три блюда. А когда видела, что рассердился Миша, надо было частично пойти ему навстречу, разрешить, например, ему отпить глоток компота до еды (не акцентировать на этом внимание, а в мягкой форме сказать, например, так: «Ну отпей немного, чтобы потом осталось чем запить обед.»
3 ситуация: Ребенок замахивается на бабашку, грубит маме, дерется с отцом. Что же делать?
4 ситуация: Дочь пытается одеться самостоятельно. Делает с трудом. Мама старается помочь. Девочка начинает кричать. Почему? Каковы последствия поведения мамы. Ваши советы.
Тане 3 года. Мама перестала ее узнавать, она изменилась, стала совсем другим ребенком. Все время спорит, упрямится, настаивает на своем. Вот и сейчас не может застегнуть пуговицы на кофточке. Как только мама стала помогать ей, ужасно рассердилась, громко закричала: «Я сама!» мама устала от ее настойчивости и резким движением застегнула пуговицы и сказала «Пойдем на улицу» Таня громко заплакала и закричала: «Я сама!!!» правильно ли поступила мама, а как поступили бы Вы? Ответ: в период кризиса 3-х лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности, что зачастую сопровождается капризами, упрямством. Взрослые должны быть терпимы к подобного рода стремлениям. В данной ситуации следовало поддержать намерения девочки «Ты все сделаешь только сама, умница!» Таня сама застегивает пуговицы! – и незаметно, отвлекая внимание девочки, помочь ей застегнуть пуговицы.
5 ситуация: Ребенок капризничает по малейшему поводу. Как успокоить ребенка, если он расстроен.
Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому из вас важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях ваших детей. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
Давайте проведем упражнение «Ладошки». Я прошу соединить ладони рук на уроне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление.
Избавиться от страха, стресса, помогает игротерапия, которая оказывает мягкое психологическое воздействие. (игра «Поймай воздушный шарик» или «Кто больше лопнет мыльных пузырей»). Кроме того, есть еще сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, трудотерапия. Разные виды деятельности помогают преодолеть эмоциональное напряжение, вызывают положительные эмоции.
Упражнение «Чаша»
Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой цветной бумаги или открыток), напишите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, назовите его и поместите в чашу.
Подведём итог. Мы обсуждали различные ситуации, делились опытом, пополнили свои знания. И так, что же мы положим в свою «Копилку педагогических идей»
- Понять, что это временно.
- Иметь в запасе множество способов переключения внимания.
- Учить ребёнка не кричать, а договариваться.
- Если ребенок проявляет деспотическую власть по отношению к окружающим проговорить свои чувства: я устала, я расстроилась, ты меня огорчил.
- Пересмотрите свою систему разрешений и запретов.
- Используйте игру «Наоборот» - в помощь возьмите игрушки.
- Дайте возможность вывести из тела накопленное напряжение – бегать, прыгать, бить подушки, выдувать мыльные пузыри.
- Предлагать право выбора. Не предлагать надеть кофту, а спросить: «Какую кофту ты наденешь красную или синюю».
- Спросить совета: «Какой творожок купить с курагой или без?»
- Поддерживайте стремление к самостоятельности.
- Быть всем членам семьи единодушным в вопросах воспитания.
- Большую роль играет положительный пример взрослых. Бывает родители требуют от ребенка одного, а сами поступают по-другому.
- Развивать таланты. Играть с детьми, активно включаться в игры, взяв себе какую – ни будь роль.
- А главное, чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.
Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцариться мир.
Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с сознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
Мы приготовили для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании. (В качестве решения собрания для родителей оформляется папка-передвижка и выставляется для просмотра в раздевалке. приложение 1)
3. Отмечаем Новый год с детьми-несколько рекомендаций.
Новый Год с 2-4 летними детками
Аромат хвои, мандаринов и пряностей, оливье в хрустальной салатнице и «Карнавальная ночь», хлопушки и разноцветный серпантин… Новый год — праздник родом из детства, самый волшебный и самый любимый. Однако родители маленьких детей нередко чувствуют себя обделенными — ведь малыш еще слишком маленький, и шумный праздник ему по душе не придется, да и Деда Мороза он боится… Однако, если проявить фантазию, крохи могут стать полноправными участниками новогодних торжеств.
Детское угощение
Меню двухлетки разнообразно — малыша можно угостить домашней (нежирной) бужениной, морсом, куском кекса, сыром, фруктами.
Трехлетние дети, как правило, едят с «общего» стола. Салаты из свежих овощей, запеченная рыба, свежевыжатые соки и домашние бисквиты с легким кремом, мороженное — все это есть можно (при отсутствии аллергии, разумеется), но в умеренном количестве. Задача родителей состоит в том, чтобы проследить за сочетанием и количеством поглощаемых малышом лакомств.
Съедобными украшениями можно нарядить елку: мандарины, засахаренные фрукты, обернутые в фольгу, выкрашенные серебряной или золотой краской грецкие орехи, маленькие имбирные пряники будут смотреться среди зеленой хвои очень эффектно.
Дед Мороз и Снегурочка
Дяденька в тулупе и с огромной бородой нередко производит на малышей пугающее впечатление. Однако полностью отказываться от Деда Мороза не обязательно, можно лишь несколько сократить его роль в сценарии праздника для детей до трех лет. Можно попросить Деда Мороза появиться к концу представления, когда малыш уже привыкнет к обществу красавицы-Снегурки. Тогда бородатому Деду останется лишь раздать подарки (трусишки могут получить подарок из рук Снегурочки).
«Изготовление елочной игрушки своими руками» (материал шишки) для нашей ёлочки; образцы игрушек, рассказ родителей о технике выполнения. Пожелания: мастерить привлекая детей, дать им шишки для творчества. (Это помогает развитию его самостоятельности, трудовых действий, творчеству, воображения, фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений и т. п.)
Мастер класс по изготовлению фонариков для новогоднего утренника.
Упражнение «Пожелание»
В заключение нашей встречи хочется предложить участникам нашего собрания встать по кругу и, передавая друг другу символический предмет – зажженную свечу, закончить предложение: «Я желаю вам…» |